управление конфликтом


«Для столкновения требуются двое»

Конфликты в организации -

это столкновение противоположных мнений, целей, интересов, взглядов или позиций двух или более сторон.
Причины конфликта
  • Плохие коммуникации

    Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки из рабочих», а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов, то подчиненные могут замедлить темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

  • Распределение ресурсов

    Ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как их распределить наиболее эффективным образом. Но люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
  • Взаимозависимость обязанностей

    Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

  • Расхождения в целях

    Возможность конфликта увеличивается, по мере того как организации разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

  • Различия в ценностях

    Представление о ситуации зависит от стремления к определенной цели. Люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят.
  • Различия в жизненном опыте и манерах поведения

    Исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

попрактикуемся

Ниже приведены 6 ситуаций из жизни. Прочитайте ситуацию.
Определите какая из причин привела к конфликту.
Ситуация 1

В отделении произошел конфликт, между врачом и медсестрой. Врач утверждает, что медсестра неверно выполнила назначения для пациента. Медсестра руководствовалась записью в программе Qms. На что врач ответил, что у него прописана отмена лекарств, а так же он проговорил вслух медсестре с утра.

Ситуация 2

Был зарегистрирован инцидент со стороны отделения, что буфетчик доставил неверное количество порций питания (не хватает 2 булочек), в свою очередь пищеблок прокомментировал, что было несвоевременно и неправильно оформлено порционное требование.

Ситуация 3

В отделении медсестра неоднократно вступала в конфликт со старшей медсестрой, обвиняла в том, что ее не научили выполнять различные манипуляции. Медсестра не выполняла задачи по изучению алгоритмов и инструкций, совершала ошибки. При этом отлично выглядела, всегда при макияже, в обтягивающем медицинском костюме.

„… проблемы разрешаются, когда человек начинает понимать, что межличностные конфликты нередко возникают из-за различных способов восприятия мира, а не в следствии эгоцентризма или злому умыслу.“


К.Г. Юнг,
психоаналитик
Типы конфликтов
Внутриличностный

Межличностный

Конфликт группы и человека

Межгрупповой

5 стратегий решения конфликта
  • Избегание (Уклонение)

    Уклонение от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему общения в другое русло.

    При этом «обвиняемый» ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и «оставляет поле брани».

  • Приспособление (Уступчивость)

    Сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на данный момент.

    Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.

  • Соперничество (Принуждение)

    Неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого.

    Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона.

  • Компромисс (взаимные уступки)

    Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения.

    В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту.

    Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытии) претензии. Компромисс при соблюдении правил поведения в конфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.

  • Сотрудничество

    Для того чтобы определить существо конфликта, участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.

    Разрешение конфликта невозможно без адекватности восприятия людьми происходящего, открытости их отношений и наличия атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Несколько фактов о конфликтах

Конфликт - сильные эмоции

Конфликт - возможность для развития

Конфликт быстрее развивается, если его игнорировать/замалчивать (пружинка)

Конфликт быстрее развивается, если его игнорировать/замалчивать (пружинка)

Стимулирует поиск решения проблем
Способность к успешному решению конфликтов зависит от ваших умений:
  • Умение сохранять самообладание.
  • Умение контролировать свои эмоции и поведение.

  • Умение уделять внимание не только словам других, но и их чувствам.

  • Осознавать и уважительно относиться к различиям, существующим между людьми.

Эрик Берн выделил роли в конфликте

«Родитель»
Формируется через общение с родителями, в соответствии с моделью воспитания.
Функции Родителя:
•Наказание
•Контроль
•Порицание
•Похвала
Потребность - хочет послушания от других и тем самым нуждается в уважении
(ведь он знает как и чему учить, как надо жить и работать)
«Дитя»

«Дитя» формируется как внутренний опыт – какое поведение в детстве поощрялось.

И тогда мы могли быть:

•Адаптивными (внешне соглашались, а внутренне были против)

•Бунтующими ( протест на все поощрялся)

•Естественными (показывает эмоции как есть, родители давали свободу и ограничения в достаточности)


Потребность - хочет спонтанности, творчества, игры и эмоций (сила и энергия).

«Взрослый»

Формируется через опыт и личностное развитие.

Это состояние без эмоций, диалоги строятся четко, на фактах, аргументах, четко и по делу, конкретно.


Потребность – во взаимодействии, в способности быть услышанным и понятым.

Он хочет быть в диалоге, общаться ради интереса и удовольствия.

Как определить роль в конфликте?
  • «РОДИТЕЛЬ»

    Если человек вам указывает, что делать, как делать, поучает,

    Учит, угрожает, общается через претензию

  • «ДИТЯ»

    Если человек эмоциональный, манипулирует, требует,

    Спорит, сопротивляется, уклоняется, избегает, бунтует -

  • «ВЗРОСЛЫЙ»

    Если человек рациональный, логичный, точный,

    Конструктивный, призывает к диалогу, вовлекает, просит-

Способы разрешения конфликтов

1.Определить из какой роли взаимодействует второй участник

Ребенок – с ним НЕ ДОГОВОРИТЬСЯ.

Возможно ли договориться с трехлеткой?

Когда дети балуются, капризничают, чего они хотят?

  • Ребенок привлекает внимание.

Если «Ребенку» эмоционально плохо – дайте возможность этому человеку «остыть» – назначьте с ним диалог на другое время.

Если нужно решить вопрос сейчас, то необходимо приложить усилия, чтобы человек успокоился.

Родитель - хочет, чтобы его слушали и принимали его точку зрения к обсуждению.

Его задача – НАУЧИТЬ.

Если у «Родителя» потребность не удовлетворена, он начинает угнетать, заставлять, эмоционально давить, угрожать, контролировать, наказывать.

Важно дать этому человеку похвалу и признание, разделить с ним его мнение и дать право на существование. Быть очень внимательным и устойчивым к претензиям и возражениям. Не спорить.

Взрослый - способен спорить/обсуждать опираясь на факты, учитывая ваше мнение, и при это отстаивая свою позицию в конструктивном диалоге, без оскорблений, манипуляций и шантажа.

Объективно, по фотку, сухо и рационально.

2. Перевести человека в позицию ВЗРОСЛОГО:

РЕБЕНКУ

Дать время остыть от своих эмоций – негативных или позитивных. Сказать «Я сейчас вижу, что ты сейчас ..(эмоция), давай поговорим чуть позже.»


РОДИТЕЛЮ

Высказать свое отношение и уважение к другому и к себе (опыт, позиция, мнение и т.д.).

«Я уважаю ваш опыт и понимаю, что у вас он иной чем у меня, поэтому хотелось бы обозначить свою точку зрения на этот счет..»


ВЗРОСЛОМУ

Обращаетесь к фактам, цифрам, рационально и «без воды». Сверяетесь в понимании друг друга и на этом строится эффективная коммуникация.

«У меня есть вопрос в отношении …(ситуация), хотелось бы прояснить вашу позицию, и найти решение»

Шаги к разрешению конфликта
Время вопросов
Made on
Tilda