Постановка задач. SMART


Это в сказке можно попросить героя «пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что», и он обязательно справится. В бизнесе и повседневной жизни цели нужно формулировать чётко, ставить реальные сроки и результаты. В этом поможет постановка целей и задач по SMART — специальной методике, которую используют руководители для управления командой.

Что такое SMART-цели

SMART — это методика постановки целей и задач в управлении. Суть методики в том, чтобы сделать абстрактные цели понятными, конкретными и достижимыми. Джордж Т. Доран, эксперт в области стратегического планирования, описал эту методику в статье «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач» в 1981 году.

Критерии SMART при постановке целей

SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, они же — главные критерии для цели, которую ставят перед командой:
  • Specific — конкретная

    Это значит, что цель должна быть сформулирована так, чтобы каждый понимал её одинаково и не пришлось углубляться в детали. Для этого цель или задача по SMART должны:

    ● содержать точный ответ на вопрос «Что делать?» — например, повысить средний чек при заказе через сайт;

    ● подразумевать один конкретный результат, а не несколько разных

  • Measurable — измеримая
    Результат должен иметь критерии для оценки — KPI (ключевые показатели эффективности). Например, увеличить средний чек на 30%. Если чек вырастет на 30%, то задача выполнена на 100%, а если на 15% — то лишь наполовину. Это поможет не только оценить, насколько справились с задачей, но и поставить цели на будущее, с новыми KPI.
  • Achievable или Attainable — достижимая

    Это значит, что СМАРТ-цель должна:

    ● Укладываться в реалистичные сроки. Невозможно удвоить показатели целого отдела за две недели, если раньше на это уходило три месяца.

    ● Опираться на объективные показатели: например, предыдущий опыт или средние цифры по рынку. Бессмысленно ставить отделу продаж план в три раза больше, чем в предыдущем месяце, если до этого их показатели росли примерно на 20–30% в месяц.

    Если поставить нереалистичную цель, есть риск не только не добиться нужных результатов, но и демотивировать команду — в следующий раз у сотрудников будет меньше стимулов, чтобы стараться.

    Занижать цели тоже не стоит. Они должны быть амбициозными, чтобы компания росла, а команда развивала свои навыки.

  • Relevant — значимая
    Цель должна соответствовать глобальной стратегии и миссии компании. Например, перед компанией стоит цель выйти на новый рынок или повысить узнаваемость бренда. Будь то запуск кампании в соцсетях или коллаборации с другими брендами, каждая микроцель должна приближать к достижению глобальной.
  • Time bound — ограниченная во времени
    Оптимальные сроки для целей по SMART — три, шесть или 12 месяцев. Если выбрать слишком короткий срок, за это время будет сложно достичь каких-то значимых результатов. За более длинный, чем нужно, срок о цели могут забыть или она потеряет смысл. Если срок забыли обозначить, то сотрудники будут откладывать выполнение задач и переключаться на другие, с понятными приоритетами во времени.

Чем формулировка целей по SMART отличается от GROW

GROW — другая популярная методика постановки и достижения целей, придуманная стратегическими консультантами MCKinsey.

GROW используют в коучинге, чтобы разобраться, что происходит сейчас с сотрудником, какие кризисы он переживает и какие ресурсы есть, чтобы это преодолеть. Методика помогает в постановке индивидуальных целей и задач.Методика SMART больше ориентирована на постановку бизнес-целей для всей команды. Она опирается на объективную реальность и мотивацию сотрудников, чтобы использовать их для пользы компании.

Обе системы можно использовать параллельно: например, раз в квартал расписывать сотрудникам индивидуальные цели по GROW, а затем переходить к планированию рабочих целей по SMART.

Как применять критерии методики SMART на практике

Алгоритм постановки целей строится так:
  • 1
    Провести исследование.
    Изучить ситуацию. Найти проблемные места и точки роста.
  • 2
    Сформулировать цели.
    Для каждой проблемной точки должна быть одна цель с одним достижимым результатом.
  • 3
    Проверить цели на соответствие SMART.

    Для этого последовательно задать вопросы:

    ● Достаточно ли конкретная и точная формулировка? Нет ли у неё двойного значения или расплывчатых определений?

    ● По каким KPI (ключевым показателям эффективности) будет оцениваться результат?

    ● Реально ли достичь цели в указанные сроки и с имеющимися ресурсами?

    ● Как достижение этой цели поможет бизнесу? Соответствует ли она стратегии компании?

  • 4
    Назначить исполнителей.
    Даже если цель ставится для всей команды, нужно обязательно выделить тех, кто будет отвечать за каждый этап и отчитываться о результатах. Иначе сотрудники будут перекладывать ответственность друг на друга.
  • 5
    Установить сроки и точки контроля.
    Помимо финального срока, у больших задач могут быть промежуточные даты, чтобы проверять, как продвигается работа. Это позволит вовремя корректировать сроки, ресурсы или даже саму задачу, если вводные поменяются.
  • 6
    Зафиксировать договорённости.
    После того как цель поставлена, нужно записать её и обозначить срок с помощью любого рабочего органайзера — например: Trello, Google Calendar или Jira.

Преимущества целей по SMART

● Прозрачность.

Критерии SMART помогают снять возражения и ответить на все вопросы при постановке целей.

Простота.

Достаточно научиться один раз, чтобы пользоваться методикой постоянно.

Удобство в применении.

Система постановки задач SMART помогает воплощать глобальные цели на практике: разбивать их на отдельные задачи и последовательно выполнять. Всегда можно вернуться на предыдущий этап, чтобы сотрудник точно понял, что от него требуется и как это сделать.

Лёгкость в отслеживании результата.

Всё благодаря точным формулировкам, понятным KPI и срокам.

Помощь в управлении командой.

Распределять задачи, мотивировать, добиваться поставленных целей по система СМАРТ и расти.

Повышение мотивации.

Команда чётко понимает, в каком направлении движется, какие ожидания, как добиться результатов.

Единственный минус SMART — это человеческий фактор: если упустить хотя бы одну составляющую из пяти, ничего не выйдет.

Частые ошибки при постановке целей по SMART

Завышенные ожидания

Бывает так: руководитель поставил специалисту задачу навести порядок в отчётности. Он ожидает, что на выходе получится единая система, где можно найти данные за любой период, с наглядными графиками. В итоге специалист просто отсортировал все файлы по датам и пометил разными цветами. И в этом нет его вины: сотрудники не обязаны разбираться во всех деталях и схватывать на лету. Задача руководителя — объяснить всё так, чтобы каждый понял правильно. Это же касается сроков и инструментов, которые понадобятся для решения задачи. Эту проблему можно решить, задав нужные вопросы в открытой форме.

НЕТ

Ты все понял?
К концу недели успеешь?
У тебя есть все, что нужно для выполнения задачи?

ДА

Расскажи, как ты понял задачу
Сколько тебе потребуется для каждого этапа?
Расскажи, какие инструменты ты планируешь использовать?


Если задать вопросы правильно, то сразу станет ясно, где потенциальная проблема и как помочь сотруднику её решить.

Сотрудник

Кажется, мне потребуется больше двух недель
У меня есть только Excel и Google Таблицы
Руководитель

Хорошо, тогда поставлю месяц на выполнение этой задачи
Я попрошу администратора установить специальную программу и оплатить подписку на сервис, где все это можно сделать автоматически и гораздо быстрее
Отсутствие мотивации

Даже если у сотрудников есть всё, что нужно, цель сформулирована чётко и времени более чем достаточно, стимулов для выполнения цели может просто не быть.

Отсутствие гибкости

В процессе достижения целей, особенно долгосрочных, вводные могут меняться. Задача руководителя — отслеживать всё это и перестраивать цели. Иначе сотрудники потратят время и силы на задачи, которые уже неактуальны или нереалистичны. Иногда обстоятельства складываются так, что от цели и вовсе нужно отказаться.

Много разных целей в одной

Если задача слишком объёмная, она может оказаться не под силу исполнителю. Лучше разбить её на несколько задач или этапов и распределить между разными сотрудниками.

НЕТ
Нужно внести информацию по карточкам всех пациентов и написать СОП
ДА
1 задача по карточкам:
  1. У нас всего 25 пациентов были на приеме, по которым не внесена информация
  2. Нужно по каждому из них внести след инфо: анализы, прививки и тд
  3. На 1ну карточку уходит примерно 3-4 минуты. Совокупно потратишь 75 - 100 минут. Это примерно 1,5 часа.
  4. Нужно сделать это сегодня или завтра до 16:00.
2 задача по СОПам:
  1. Твоя тема "СИЗ". Инфо должна быть готова в конце месяца. У тебя еще 3 недели
  2. Нужно проанализировать наши старые наработки. Они есть в этой папке Х.
  3. Изучить нормативку, которая появилась после написания этого СОПа и проверить - есть ли моменты, которые противоречат или которые просто важно включить
  4. Содержание СПа должно быть обязательно следующим:
Титульный лист, содержание, глоссарий, библиотека знаний, теоретическая часть, блок схемы и таблицы, примечание
5. Объем СОПа может быть любой
6. Шрифт Time New Roman, Размер шрифта 14. Межстрочный интервал 1,5
7. Если будут вопросы, обращайся к ФИО.
8. Когда закончишь, отправь мне на согласование

Нереалистичные сроки

Когда ставите сроки по задаче, закладывайте дополнительное время на случай форс-мажора.

Примеры постановки задач по системе SMART

Чтобы правильно ставить цели по методике SMART и избегать ошибок, нужно применять систему для каждой рабочей цели или задачи.

НЕТ

Выполнить цели по диспансеризации


Изменить отношение к написанию СОПов у сотрудников



Срочно найти мед сестру

ДА

Сделать так, чтобы к концу мая 90% прикрепленного населения прошло диспансеризацию


Провести опрос и выяснить, каких стимулов не хватает сотрудникам. Предложить изменения в системе мотивации и сравнить результаты через 3 месяца

Обратиться в отдел подбора и адаптации сразу, как узнала об увольнении текущего сотрудника. Разместить объявление совместно с рекрутерами во внутренних чатах медицинских сестер. Спросить рекомендации, поделиться рекомендателями с рекрутерами.

Методику SMART можно применять для личных целей:

НЕТ

Похудеть на 10 кг за две недели


Заняться здоровьем




ДА

Похудеть на 5 кг за 2 месяца, проконсультировавшись с диетологом и добавив три тренировки в неделю

Каждые полгода проходить проверку у терапевта и 3 специалистов, выполняя их рекомендации по результатам.



Система SMART в менеджменте полезна и для исполнителей. С её помощью можно проверить каждую цель, которую ставит руководитель, чтобы убедиться, что она выполнима, сроки реалистичны, а ресурсов достаточно..

Made on
Tilda